Обособленные подразделения

 

Особенности организации филиала, представительства и обособленного подразделения организации с точки зрения налогового законодательства.

 

 

 

Схема подразделений организации, построенная по принципу включения более узких определений в более широкие.

 

Например, любой филиал, в том числе, осуществляет представительские функции организации, поэтому на схеме прямоугольник определения «Филиал», включает в себя прямоугольник определения «Представительство».

 


1. Сравнение определений.

В п. п. 1 и 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, а также в ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в ст. 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" даны следующие определения:

-представительством является обособленное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту;

-филиалом является обособленное подразделение организации, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее все ее функции или их часть, в том числе функции представительства.


Понятие "обособленное подразделение", приведенное в ст. 11 НК РФ, шире понятия "филиал" или "представительство". Так, под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из статьи 40 Трудового кодекса РФ, можно также прийти к выводу, что филиал и представительство не единственные разновидности обособленных подразделений. В этой статье, в том числе сказано: "Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях".


Таким образом, несмотря на то, что в гражданском законодательстве РФ отсутствует прямое указание на возможность создания организацией обособленных подразделений не в форме филиалов или представительств, это допускается как налоговым, так и трудовым законодательством.


2. Отличительные особенности представительств и филиалов по сравнению с другими обособленными подразделениями.

Согласно статье 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

 

Отличительным признаком филиала или представительства является представление интересов организации.

 

Возможна квалификация деятельности обособленного подразделения в качестве филиала или представительства организации, не указанного в учредительных документах.

Например, такое возможно в случае, если организация открыла обособленное подразделение в виде розничного магазина, который кроме продажи товаров осуществляет представление интересов организации перед третьими лицами. Директор магазина на основании выданной доверенности и положения об обособленном подразделении (магазине) представляет интересы организации в суде.

Подобная ситуация может привести к признанию действий организации по защите и представительству своих интересов через магазин и его директора не соответствующими законодательству (в связи с отсутствием указания на наличие филиала в учредительных документах).

 

В налоговом законодательстве наличие у организации филиала или представительства связано с возможностью применения организацией упрощенной системы налогообложения (УСНО).

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Таким образом, квалификация деятельности обособленного подразделения в качестве филиала или представительства у организации, находящейся на УСНО, может привести к переводу ее на общий режим налогообложения.

 

3. Особенности регистрации обособленного подразделения организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.

 

В зависимости от того, как далеко подразделение находится от головного офиса и других подразделений, есть разные варианты его регистрации в налоговых органах.

Первый вариант: подразделение создано в другом городе или регионе. Тогда регистрировать его нужно обязательно.

Второй вариант: обособленное подразделение открыто в том же городе, но на территории другой налоговой инспекции. Здесь нужно принять во внимание норму п. 4 ст. 83 Налогового кодекса. Она гласит, что если несколько подразделений создано в одном муниципальном образовании, но на территориях, которые курируют разные налоговые инспекции, то вставать на учет в каждой инспекции не нужно. Достаточно выбрать одну из них. Если же подразделения располагаются в разных районах или округах города, то все их нужно регистрировать, поскольку они находятся в разных муниципальных образованиях.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. То есть для городов, имеющих районы и округа, именно они и будут являться муниципальными образованиями. Если город небольшой, без районов, то он сам по себе - единое муниципальное образование.

Третий вариант: подразделение и головной офис находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции. В этом случае подразделение регистрировать не нужно, поскольку в налоговой инспекции уже зарегистрирован головной офис. Об этом факте в налоговую инспекцию нужно только сообщить.

 

Ответственность за отсутствие постановки на учет предусмотрена статьями 116 и 117 НК РФ.

Если организация подаст заявление о постановке на учет позже установленного срока, это нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. А если "опоздание" превысит 90 календарных дней, штраф возрастет уже до 10 000 руб. Такие наказания предусмотрены ст. 116 Налогового кодекса.

Организацию оштрафуют не только за опоздание с регистрацией, но и за ведение деятельности без постановки на учет по ст. 117 Налогового кодекса. Штраф составит 10 процентов от доходов, полученных за время, пока обособленное подразделение не было зарегистрировано. Причем минимальный размер санкций - 20 000 руб. Если подразделение работало без постановки на учет более 90 дней, штраф - 20 процентов от доходов, но не менее 40 000 руб.

Должностных лиц организации оштрафуют также по ст. 15.3 КоАП РФ на сумму от 500 до 3000 руб. в зависимости от того, велась ли деятельность в незарегистрированном подразделении.

 

 

5. Особенности оплаты налогов, представления налоговой и бухгалтерской отчетности обособленных подразделений.


При рассмотрении вопроса о налогообложении и отчетности обособленных подразделений необходимо рассмотреть следующие их разновидности:


● Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее обособленные подразделения, имеющие отдельные баланс);


● Прочие обособленные подразделения.


5.1. НДС.

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. При этом суммы налога по обособленным подразделениям не распределяются.

Таким образом, независимо от того, сколько обособленных подразделений имеется у организации, выделены они на отдельный баланс или не выделены, реализуют ли самостоятельно товары (работы, услуги), обязанность уплачивать НДС в бюджет лежит на головной организации. Налог в полном объеме уплачивается по месту нахождения головной организации.

Декларация по НДС также сдается только по месту нахождения головной организации. При этом в декларации отражаются сведения о всех операциях, являющихся объектом обложения НДС, а также о суммах вычетов в целом по организации (включая данные обособленных подразделений).


5.2. Налог на прибыль.

Согласно пункта 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то согласно нормам Налогового Кодекса РФ можно самостоятельно выбирать то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Согласно пункту 5 статьи 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Пунктом 1 статьи 289 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять по истечении каждого отчетного и налогового периода в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.


5.3. Налог на имущество.

Согласно требованиям ст. 376 НК РФ налог на имущество обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, рассчитывается отдельно от налога на имущество головной организации.

 

Согласно статье 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. В сумме определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы.

Организации обязаны по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (Статья 386 НК РФ).

 

Особые правила оплаты и представления отчетности по налогу на имущество для обособленного подразделения, не выделенного на отдельный баланс, Налоговым Кодексом РФ не предусмотрены.




5.4. Единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 8 статьи 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Согласно совместному Письму МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221 порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представления расчетов по авансовым платежам и деклараций для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, аналогичен порядку уплаты и представления отчетности по ЕСН.



5.5. Налог на доходы физических лиц.

Организации, имеющие обособленные подразделения, в соответствии с правилами, установленными п. 7 ст. 226 НК РФ, уплачивают исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц (НДФЛ) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы доходов, подлежащих налогообложению, начисляемых и выплачиваемых работникам этих обособленных подразделений.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Таким образом, сведения о доходах представляются только по месту учета головной организации.



5.6. Бухгалтерская отчетность.

В пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).


В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность согласно учредительным документам учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.


Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (далее - Положение).

В соответствии с п. 8 Положения бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Согласно п. п. 48 и 49 Положения организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации. Представление иных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности не предусмотрено.

Таким образом, представление организацией по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности в составе форм, принятых организацией, и промежуточной бухгалтерской отчетности осуществляется в установленные сроки в соответствии со ст. 23 НК РФ и Законом N 129-ФЗ.